Лайфхак: ритуалы снимают тревогу

С выпускными церемониями, свадьбами, похоронами, ежегодными парадами и многими другими собраниями, отмененными из-за пандемии COVID-19, очевидно, что в нашей жизни не будет привычных ритуалов – именно тогда, когда они нам больше всего нужны.

Доцент кафедры антропологии Калифорнийского университета Димитрис Ксигалатас изучает ритуалы и их влияние на наше здоровье. В новом исследовании, опубликованном в Philosophical Transactions of the Royal Society , Ксигалатас и его сотрудники из Университета Масарика, Чешская Республика, в том числе бывший студент Университета Конна Мартин Ланг, исследуют важную роль, которую ритуалы играют в снижении уровня нашей тревожности.

«В текущем контексте пандемии, если бы вы были полностью рациональным существом – возможно, инопланетянином, никогда не встречавшим реальных людей, – вы бы ожидали, что с учетом нынешней ситуации люди не потрудились бы делать вещи, которые не кажутся важными для их выживания. «Может быть, им было бы наплевать на искусство, спорт или ритуалы, и они бы сосредоточились на других вещах», – говорит Ксигалатас. «Если бы вы так подумали, это показало бы, что вы мало что знаете о человеческой природе , потому что люди глубоко заботятся об этих вещах».

Кроме того, по словам Ксигалатаса, ритуалы играют важную роль в жизни людей, помогая им справляться с тревогой и выступая в качестве механизмов устойчивости.

«Это исследование началось много лет назад, – говорит Ксигалатас. Он объясняет, что для изучения чего-то столь сложного, как поведение человека , важно подойти к вопросу с разных точек зрения, чтобы собрать сходные доказательства. Во-первых, в лабораторных исследованиях они обнаружили, что возбуждение тревоги делает поведение людей более ритуализированным; то есть более повторяющимся и структурированным. Итак, следующим шагом было перенести это исследование на реальные жизненные ситуации, чтобы изучить, действительно ли выполнение культурных ритуалов в их естественном контексте помогает практикующим справиться с тревогой.

«Этот подход также демонстрирует ограничения любого исследования. Одно исследование может сказать нам лишь немного о чем-либо, но с использованием различных методов, как мы с моей командой, и путем перехода между строго контролируемым пространством лаборатории и культурно значимого места, которое является реальной жизнью, мы можем получить более целостную перспективу », – говорит он.

Эксперимент, описанный в их текущей публикации, проводился на Маврикии, где исследователи вызвали беспокойство, попросив участников подготовить план действий в случае стихийного бедствия, который будет оценен правительственными экспертами. Это было напряженно, поскольку наводнения и циклоны представляют собой весьма актуальные угрозы в этом контексте. После этого вызывающего стресс задания одна половина группы выполнила знакомый религиозный ритуал в местном храме, в то время как другую половину попросили сесть и расслабиться в нерелигиозном пространстве.

Исследователи обнаружили, что речь успешно вызвала стресс у обеих групп, но те, кто выполнял религиозный ритуал, испытали большее снижение психологического и физиологического стресса, что было оценено с помощью носимых устройств для измерения вариабельности сердечного ритма.

Стресс важен сам по себе, говорит Ксигалатас: «Стресс действует как мотивация, которая помогает нам сосредоточиться на наших целях и подняться, чтобы справиться с нашими проблемами, будь то подготовка к экзамену, полет на истребителе или забивание этой победной цели. Проблема в том, что после определенного порога стресс перестает быть полезным. Фактически, он может даже быть опасным. Со временем его эффекты могут накапливаться и сказываться на вашем здоровье, ухудшая когнитивные функции, ослабляя иммунную систему и гипертонии или сердечно-сосудистым заболеваниям. Этот тип стресса может иметь разрушительные последствия для нашего нормального функционирования, здоровья и благополучия “.

Снижению может помочь выполнение знакомых ритуалов. Предоставлено: Димитрис Ксигалатас.
Именно здесь Ксигалатас и его команда считают, что ритуал играет важную роль в управлении стрессом.

«Механизм, который, по нашему мнению, работает здесь, заключается в том, что ритуал помогает уменьшить тревогу, давая мозгу ощущение структуры, регулярности и предсказуемости», – говорит он.

Ксигалатас объясняет, что в последние десятилетия мы начали понимать, что мозг – это не пассивный компьютер, а активная прогностическая машина, регистрирующая информацию и делающая прогнозы, чтобы помочь нам выжить.

«Мы привыкли ожидать определенных вещей – наш мозг заполняет недостающую информацию для слепого пятна в нашем видении и побуждает нас предвидеть следующее слово в предложении – все эти вещи происходят из-за этого эффекта, потому что наш мозг делает активные прогнозы о состоянии мира “.

Хорошо отработанные ритуалы, такие как тот, который включен в исследование, повторяются и предсказуемы, и поэтому исследователи считают, что они дают нашему мозгу чувство контроля и структуры, которого мы жаждем, и эти чувства помогают уменьшить стресс. Воздействие ритуалов на снижение стресса может быть способом справиться с хронической тревогой.

В сегодняшнем стрессовом контексте мы видим ритуалы, принимающие различные формы: от людей, собирающихся аплодировать медицинским работникам, до виртуальных хоров, поющих в Интернете. Ксигалатас также отмечает недавнее исследование, в котором отслеживалось увеличение числа людей, вводящих слово «молитва» в поиске Google. В это непредсказуемое время люди продолжают находить облегчение в ритуалах.

«Я хочу сказать своим ученикам, что мы, люди, не так умны, как хотелось бы думать. Но, к счастью, мы, по крайней мере, достаточно умны, чтобы перехитрить самих себя. У нас есть много способов сделать это ; например, когда мы смотрим на себя в зеркало перед интервью и говорим себе: «Хорошо, я могу это сделать». Или когда мы делаем глубокий вдох, чтобы успокоиться. У нас есть все эти приемы, которые мы можем использовать для самого нашего мозга. Мы могли бы рационализировать это и сказать себе: «Хорошо, я собираюсь снизить сердцебиение». Что ж, это не работает. Ритуал – одна из тех ментальных технологий, которые мы можем использовать, чтобы заставить себя сделать это. Именно это и делают эти ритуалы – они действуют для нас как лайфхаки ».

Забегая вперед, Ксигалатас указывает, что он и его коллеги намерены больше работать над точными механизмами, лежащими в основе этих эффектов ритуала.

“Конечно, это комбинация факторов, и именно поэтому ритуал так силен: потому что он сочетает в себе ряд механизмов, которые имеют отношение как к самому поведению, физическим движениям, так и к культурному контексту, символизму и ожидания, которые лежат в основе такого поведения », – говорит он. «Уметь распутывать эти вещи – вот то, что мы пытаемся сделать дальше: мы исследуем эти факторы по одному. Эти ритуалы прошли процесс культурного отбора, и они все еще с нами, потому что они выполняют определенные функции. Они это лайфхаки, которые были с нами и хорошо служили нам с самого начала нашего рода ».

услуги нутрициологаАвтор сайта и статей: Наталья Степанова, нутрициолог-психолог, консультант по питанию и коррекции веса. Подробнее обо мне

Я в соц. сетях: Vk, Instagram.

Рейтинг
Еще статьи нутрициолога:
Adblock
detector