Plug-and-play

Этому месту тысяча лет. Задуматься бы над величием момента, но как-то не выходит: проспект короля Мухаммеда VI в Марракеше застраивается вычурными гостиницами, стилизованными под старинные дворцы, и от них, наоборот, хочется убраться куда-нибудь подальше. Марракеш вообще хаотичен: вот ты только что прошел новый туристический комплекс с ночным клубом «Кошка», к которому вечером ведут пустые красные ковровые дорожки, а через дорогу — заброшенная стройка.

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
7 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТ ЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
7 часов назад

Этому месту тысяча лет. Задуматься бы над величием момента, но как-то не выходит: проспект короля Мухаммеда VI в Марракеше застраивается вычурными гостиницами, стилизованными под старинные дворцы, и от них, наоборот, хочется убраться куда-нибудь подальше. Марракеш вообще хаотичен: вот ты только что прошел новый туристический комплекс с ночным клубом «Кошка», к которому вечером ведут пустые красные ковровые дорожки, а через дорогу — заброшенная стройка.

Уверен, когда-нибудь на этом месте будет город-сад, а пока тут странно. Свежий асфальт проспекта и красивые ровные ряды пальм на обочинах соседствуют с… ничем. До самого горизонта, стоит только сойти с тротуара, просто ничего нет, кроме песка и камней, а о наличии прямо под боком цивилизации напоминают лишь пустые пластиковые бутылки.

Впрочем, кому-то такое тесное соседство города и природы может даже понравиться: чтобы полюбоваться величием пустыни, не надо никуда ехать – достаточно просто остановиться. А можно пройти по проспекту налево и оказаться в районе Агдаль на юге города, где в эти выходные проложена временная гоночная трасса. Или отправиться направо — и через несколько минут попасть к комплексу новых зданий, где в это же время проходит международный саммит ООН по изменению климата COP22. Друг за другом над этим зданиями пролетают огромные «Боинги» с ценным грузом в виде глав государств.

В эту же секунду в паре километров от них президент FIA Жан Тодт, министр экологии Франции Сеголен Руаяль, князь Монако Альбер, четырехкратный чемпион Indycar Дарио Франкитти и еще человек десять знаменитостей, окруженных телохранителями, идут вдоль боксов команд Формулы-Е. Впереди группы VIP-гостей — Алехандро Агаг, руководитель серии, и сейчас он проводит для них экскурсию.

Формула-Е — это первый в мире гоночный чемпионат на полностью электрических болидах. Возник он сравнительно недавно: идея была озвучена в 2012 году, а уже через год на моторшоу во Франкфурте показали прототип первого автомобиля. Дебютные гонки прошли в 2014-м. Сейчас идет уже третий сезон, причем по непривычному расписанию. Осенью, когда во всех известных гоночных сериях проходят завершающие соревнования, «электрические» Гран-при только начинаются. Так, первая гонка нынешнего сезона состоялась в октябре в Гонконге, вторая, в Марракеше, в середине ноября, а следующая, в Буэнос-Айресе, назначена на февраль 2017-го.

Так что же представляют собой гонки на электрокарах? «Мотор» слетал на север Африки, чтобы выяснить это. А заодно сравнил новый и непривычный чемпионат с Формулой-1 — как ни крути, главным автоспортивным событием на этой планете.

Доступно зрителям?

«А, так вы на электрическую Формулу-1?», — спрашивают на таможенном контроле в аэропорту Марракеша, когда узнают, что к саммиту мы не имеем никакого отношения. И хотя таможенник был явно удивлен этим фактом, большими автоспортивными событиями марокканцев не напугать. Ежегодно сюда приезжает этап мирового турингового первенства WTCC, а по пустошам на окраинах городов периодически проходят крупные ралли-рейды.

Впрочем, Формула-Е пожаловала в Марракеш впервые. Почему именно Марокко и почему именно сейчас? Саммит ООН по изменению климата, проходящий в эти же дни при скоплении политической элиты и крупнейших мировых организаций, помните? Так что пиар-ход со стороны организаторов Формулы-Е понятен. Останется ли этот этап в следующем сезоне — неизвестно, ведь больше подобных саммитов здесь не ожидается.

Одна из главных особенностей гонок Формулы-Е в том, что все они проходят на городских трассах — временный автодром возводится прямо на улицах, где в другое время ездят обычные автомобили и мотоциклы. Для Формулы-1 требуются специально подготовленные треки с широкими зонами безопасности — в частности, из-за куда более высоких скоростей. А для городских этапов вроде Монако или Азербайджана организаторы Ф-1 чуть ли не каждый год вынуждены укладывать новый асфальт — «электрички» оказываются куда более терпимы к качеству покрытия.

И в этом — одно из главных их преимуществ: гоняться можно почти где угодно! Например, в этом сезоне заезды состоятся и на той же легендарной трассе в Монако (пусть и в слегка модифицированном варианте), и в Бруклине, и вокруг парижского Дома инвалидов (между прочим, архитектурный памятник XVII века), а также по Аллее Карла Маркса и Александрплац в Берлине.

ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
10 часов назад
ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТ ЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
9 часов назад

Где еще можно увидеть, как гоночные автомобили проносятся мимо такого количества достопримечательностей за один сезон? В этом плане Формула-1 со своими треками, по большей части расположенными в пригородах (а то и совсем в глуши), явно проигрывает.

Что касается этапа в Марракеше, то доступным для простых зрителей его можно назвать с большой натяжкой. По крайней мере, для россиян, потому что добираться до Марокко — сущий ад. Дорогие билеты на самолет, затяжные пересадки и почти сутки, потраченные на дорогу только в одну сторону. Все это явно не стоит тех эмоций, которые получаешь от увиденного.

Хотя билеты на саму гонку недорогие — от 15 до 50 евро в зависимости от места размещения. Для сравнения, на этап Формулы-Е в Берлине можно будет попасть за 64 евро, если купить билеты в период скидок до 1 февраля, и за 79 евро после. А вот еще один способ сэкономить: за счет того, что заезды проходят в центре городов, при правильном выборе гостиницы можно вообще не тратиться на билеты. Подгадайте себе номер с хорошим видом — и смотрите гонки прямо из окна номера.

Попасть на Формулу-1 стоит гораздо дороже, даже если брать во внимание только европейские этапы. Например, билеты в зону свободного размещения на Гран-при Испании на весь уикенд сейчас можно купить за 135 евро. В Австрии и Венгрии — минимум 84 евро, в Италии — 99, а в Бельгии — и вовсе 145. И это без трибун, просто за право находиться где-то возле трассы.

Так что победа по доступности для зрителей явно отходит Формуле-Е. Хотя нужно учитывать, что Формулу-1 за эти деньги можно смотреть три дня, а гонки электрических болидов плотно спрессованы в один день. Зато у болельщиков, приехавших на целый уик-энд, останется еще масса времени на прогулку по местным достопримечательностям. Или барам.

Зрелищно?

Рев двигателей, проносящиеся мимо на огромной скорости болиды, ощущение причастности к чему-то большому и мощному — за всем этим идите в Формулу-1. А в гонках электрических автомобилей никакой зрелищности нет: звук машин похож на завывание сломавшегося пылесоса, а о скорости и перегрузках можно судить только по скрипу шин. Если вообще слово «перегрузки» применимо для гонок, которые проходят со средней скоростью 130 километров в час.

Единственное, что может развлечь зрителя, — это аварии. Трассы довольно узкие, а значит, у «электрических» пилотов гораздо больше шансов закончить дерзкий обгон в стене. Но, опять-таки, никаких полетов и сальто в воздухе здесь не будет. В большинстве случаев машины просто уткнутся одна в другую, а повреждения ограничатся сломанным обвесом и, в особо экстремальных случаях, поврежденной подвеской.

Болельщикам на трассе вообще довольно грустно. В Марракеше были построены две трибуны на 750 мест каждая, при этом ни одна из не была заполнена даже на три четверти. Создавалось впечатление, что VIP-гостей и людей с пропусками-вездеходами здесь было в несколько раз больше, чем обычных зрителей.

При этом зона для болельщиков здесь обустроена даже богаче, чем на Формуле-1. Помимо привычных киосков с атрибутикой и фаст-фудом, в Марракеше можно было проехать трассу Формулы-Е за рулем гоночного симулятора, увидеть выступления каскадеров на электрокарах Renault Zoe и посмотреть на прототипы беспилотных гоночных автомобилей будущей серии RoboRace.

Перед гонкой прототип под названием DevBot (Development Bot) совершил 12 кругов по треку без страхующего пилота в кабине. Причем десять из них автомобиль прошел в «боевом» режиме: DevBot запрограммирован таким образом, чтобы после каждого успешного круга увеличивать среднюю скорость. Вероятно, в следующем сезоне заезды беспилотных машин могут стать гонками поддержки Форумулы-Е, но судя по тому, что происходило в Марракеше, ездящий сам по себе гоночный автомобиль никого не заинтересовал. Куда больший ажиотаж вызвала подготовка грид-герлз к выходу на трассу перед гонкой.

Смотреть Формулу-Е гораздо интереснее по телевизору. Множество ракурсов, похожая на дополненную реальность графика, которая в реальном времени показывает расход энергии и работу систем рекуперации. К тому же, на экране удобнее следить за начислением очков и бонусами: например, по одному баллу пилотам начисляется за лучший круг, а так называемый Fan Boost обеспечивает трем гонщикам кратковременное увеличение мощности электромотора до 200 киловатт. Причем, какие именно пилоты получат такой бонус, выбирают болельщики, голосуя на сайте в режиме онлайн.

МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
9 часов назад
РАСКРЫТ СЕКРЕТ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ ОРГАЗМОВ
8 часов назад

Читайте также